Исида-Магия Изиды
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мистерии Египта » Древние мистерии » Египет
Египет
ТахутиДата: Четверг, 19.01.2012, 22:03 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Репутация: 1
Статус: Offline
Путь человека, поставившего своей задачей написать о религиозных верованиях древних египтян, чреват трудностями, причем многие из них являются непреодолимыми. Издано и доступно для изучения большое количество погребальной и религиозной литературы, но этого недостаточно для историка, изучающего египетскую религию, потому что вся она написана в династический период.
У нас нет полученных из первых рук знаний о додинастических магических культах и религиях, и единственные документы, дающие о них какую-то информацию, написаны в основном в династический период. Эти культы были созданы тысячи лет назад народами, населяющими дельту и долину Нила. Мы с вами, не будучи выходцами из Африки, никогда не сможем понять точное значение, придаваемое египтянами словам, которые они использовали для выражения своих религиозных чувств. А ритуалы и заклинания, представляющиеся нам бессмысленными, очевидно, выражали для них глубочайшую мудрость, потому к ним и относились с великим почтением. Потому большинство фактов, известных нам о египетской религии, существовавшей между, скажем, 10 000 годом до н. э. и началом христианской эры, можно считать верными лишь с большой натяжкой. Используя имеющиеся материалы, можно сделать следующие выводы: 1. Египетская религия занимает особое положение. Ничего похожего на нее не известно. Некоторые обряды и ритуалы имеют аналоги в религии шумеров, вавилонян и ассирийцев, но невозможно точно сказать, кто у кого их позаимствовал: жители Месопотамии у египтян или египтяне у вавилонян. Истина заключается в том, как указал Сидни Смит, что в четвертом тысячелетии до Рождества Христова народы Западной Азии и Египта находились примерно на одном уровне развития цивилизации, центр же цивилизации находился восточнее. В некоторых ситуациях азиаты и египтяне мыслили одинаково и выражали свои мысли тоже очень похоже; в других случаях они и думали, и вели себя совершенно по-разному. Действия и верования каждого народа временами менялись под влиянием климатических и географических условий. В свое время делались попытки показать, что в египетской религии много общего с иудейской. Выдающийся ученый, увы, ныне покойный А.Х. Сэйс, прочитав монографию Сете о боге Амоне и «тайном имени», обнаружил египетский эквивалент первых глав Бытия. Мы также можем сказать, что история потопа, изложенная в Бытии, восходит к истории потопа, посредством которого Осирис намеревался уничтожить человечество, как сказано в главе c1xxv фиванского варианта Книги мертвых.

С другой стороны, как заметил сэр Гарднер Уилкинсон, «многие религиозные обряды иудеев удивительно схожи с обрядами египтян. Этот же факт подчеркнул в с

воем труде об Осирисе Г.П. Кук, что не оставляет сомнений в роли Моисея, большого знатока египетской религии и «жреца высокого ранга». Ряд авторов придерживается мнения, что Моисей был жрецом. Считается, что мятежные иудеи, решившись на бунт, собрались вместе в определенном месте и назначили своим лидером жреца из Гелиополя по имени Осарсиф. Он составил для них конституцию и свод законов и, неразрывно связав свою судьбу с евреями, изменил имя, назвавшись Моисеем. Осарсиф — обычное египетское имя, и его значение вполне понятно — «Осирис + дитя», то есть Осирис-дитя, или дитя Осириса. Господин Кук рассмотрел вопрос, звался ли великий иудей сначала Осарсифом, а потом Моисеем, или наоборот. Моисей, Аарон, его брат, и Мириам, его сестра, были египтянами, хотя и потомками евреев, давно поселившихся в Египте. Нет сомнений в том, что Аарон и его сестра были хорошо образованными людьми и, хотя в несколько меньшей степени, были обучены всем премудростям египтян. Аарон, вероятнее всего, был членом одного из союзов жрецов и в любом случае был очень подходящей кандидатурой на должность еврейского первосвященника, а также оратора Моисея (Исх. iv, 14, 16, 27). Кроме того, он был умелым чародеем, поскольку, когда бросил свой жезл перед фараоном, тот сделался змеей (Исх. vii, 10). Также он наслал на землю Египетскую жаб, мошек и мух (Исх. viii 5, 17, 24). Симпатия к культу животных подвигла его на создание золотого тельца (Исх. xxxii, 4), чтобы порадовать приверженцев египетской религии. «Пророчица» Мириам (Исх. xv, 20), очевидно, пела в одном из храмов и знала, как руководить женским хором и управлять антифональным пением под аккомпанемент бубнов и в сопровождении танцев. 2. Среди множества культов египтян додинастического периода самым древним является культ звезд, но египтяне никогда не были астрономами, хотя еще в эпоху Древнего царства знали некоторые из тридцати шести звезд «пояса декан» и составляли листы наблюдений за звездами, имевшие вполне научный характер. Формы, которые они придавали знакам зодиака и звездам «пояса декан», были позаимствованы у греков. Египтяне очень рано овладели искусством астрологии, к которому примешивались культы злых духов, демонов, освобожденных от телесной оболочки душ умерших и т. д. Они составляли группы звезд, образовывавшие фигуры людей, животных и рептилий, и твердо верили, что именно они направляют жизнь людей. Затем появились люди, составлявшие гороскопы и предсказывавшие судьбу, и астролог, который, естественно, был знающим чародеем, приобрел большую власть. Земля и все на ней живущее реагирует на движение звезд — в это твердо верили, и эта вера оставалась неизменной на протяжении многих веков и в конце концов была принята коптами, то есть египтянами, принявшими христианство. В Текстах пирамид Сах, он же Орион, назван «отцом богов», и среди этих богов было пять планет — Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Прогнозы, составленные на основании расположения планет, принимались безоговорочно. Только маг мог отменить «указания» планет и больших созвездий. Шашечная доска, как считается пришедшая в Египет из Вавилона (Из виньетки папируса Ани ясно, что писец играет с вполне определенной целью. Квадраты на доске могут представлять участки неба или подземного мира, и, возможно, Ани играет, чтобы получить к ним беспрепятственный доступ. С другой стороны, возможно, он играет с судьбой.), использовалась в связи с астрологией, а позднее мертвые играли на ней против Мехена, бога-змея, защитника бога солнца. Еще позже ей был придан некий астральный характер. Ранние египтяне называли фигуры «танцорами», демотические авторы, так же как и арабы, — «собаками». Считается, что шашечная доска была создана Тотом, а также Александром Великим. 3. Культ священных животных, птиц, рептилий и т. д. был одной из самых важных черт египетской религии. Он основывался на идее, что определенные животные обладают божественной властью, и оставался неизменным, не идя на убыль, со времен первого прихода в дельту Нила людей вплоть до периода, последовавшего после оккупации Египта римлянами. На Розеттском камне записано, что Птолемей V приносил пожертвования Апису, Мневису и другим священным животным в большем объеме, чем все его предшественники. Он обустраивал их храмы, снабжал животными для жертвоприношений, обеспечивал проведение пышных празднеств. Он построил великолепный храм Апису, дав золото и серебро для его украшения, и снабжал его в больших количествах зерном. Восхищение и страх были основными причинами появления культов животных — птиц, зверей, рептилий, рыб. Бык и баран олицетворяли силу и мужественность, корова — плодовитость, шакал — хитрость, лев, леопард, пантера и крокодил — дикую силу. Кобра и скорпион олицетворяли могущество, смертельное для людей, гусь — плодовитость, скарабей — новую жизнь, павиан — мудрость, многими птицами любовались и защищали их за красоту. 4. Магия играла такую большую роль в жизни египтян всех периодов, что трудно определить египетскую религию иначе как магическую.

Добавлено (19.01.2012, 22:03)
---------------------------------------------
Мы можем называть магию, предназначенную для воздействия на живых людей, черной, а применяемую в отношениях с умершими — белой, но это не меняет того общепризнанного факта, что люди верили в силу магии, изменяющей и отменяющей волю богов, которые и сами не могли без нее существовать. Во всех великих гимнах утверждалось, что небеса, земля и подземный мир были созданы единственным богом, но судьбами людей управляла магия. Истинным властелином мира был опытный чародей, перед кем склонялись все — боги, живые и мертвые. Я не нахожу в текстах свидетельств тому, что египетская магия развилась в религию, хотя среди жрецов должны были существовать люди, обладавшие религиозным чутьем, искавшие и нашедшие истинного Бога. Целью большей части египетского жречества было приобретение магических знаний. 5. «Мистерии» формировали очень важную часть культа каждого из богов, и представляется, что некоторые из них, я имею в виду ритуалы и заклинания, были общими для всех. Обычные «мистерии», которые были связаны с благополучием и будущим умерших, вероятно, хорошо понимали как образованные миряне, так и жрецы. Но ясно, что многие из них имели значение, известное только херихебу, что в первую очередь относится к мистериям, зародившимся в эпоху Древнего и Среднего царств. Очевидно, что характер «мистерии» менялся, и создается впечатление, что некоторые из них в эпоху Древнего царства еще не были известны. В то же время, так как «мистерии» в Древнем Египте несомненно существовали, жрецы высшего ранга просто обязаны были обладать эзотерическими знаниями, которые тщательно оберегали. Каждое жречество, если я правильно понимаю тексты, обладало «гносисом» — неким высшим знанием, которое никогда не излагалось в письменной форме, иначе говоря, могло быть шире или уже, смотря по обстоятельствам. Поэтому абсурдно было бы искать в египетских папирусах описание таинств, составлявших эзотерические знания жрецов. В «тайную мудрость» жрецов, вероятно, входило знание самого короткого дня в году, то есть дня, когда умер Осирис и новое солнце начало свой путь, дня гелиакического восхода Сириуса, истинного возраста луны и дней проведения великих празднеств. Эти знания, имевшие жизненно важное значение для всей страны, должно быть, всегда являлись монополией жрецов. 6. Нет сомнений в том, что египтяне включили монотеизм в число своих вероучений, но невозможно сказать, когда их теологи его развили. Монотеизм существует в двух формах — высшей и низшей. Высшая форма — это монотеизм Пта из Мемфиса, божественного духа, вечного разума, который существовал до всего и создал материю силой мысли. Низшая форма — это монотеизм Ра из Гелиополя. Но африканский монотеизм 3800 года до н. э., как и более ранний, хотя и не идет в сравнение с монотеизмом современных христиан, является выдающимся духовным достижением. «Монотеистический Моисей», как его назвал господин Кук, должно быть, знал это, и стих из Второзакония (vi, 4) (Ср.: также Втор. iv, 39 «Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]». Ис. xlv, 6 «Я Господь и нет иного», 14 «...у тебя только Бог и нет иного Бога», Ис. xlv, 15 «Истинно ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель». Святой апостол Павел говорит, что «у нас один Бог» (1 Кор. viii, 6).) «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (см. также Марк xii, 29, 32), возможно, указывает на факт обучения Израиля в пустыне. 7. О первых стадиях культа Осириса, относящихся еще к додинастическому периоду, практически ничего не известно. Возможно, Осирис даже не его настоящее имя, на что указывает распространенное мнение, что имя Осирис имеет вавилонское или шумерское происхождение. Тексты утверждают, что Осирис и Исида были звездными божествами (Сириус и Венера?), а Сет, вероятно, был враждебной звездой, это, возможно, Сах (Орион), расположенный в северо-западной части небосвода. Таким образом, Осирис, временно затмеваемый Сетом, снова возвращается к жизни. Или Осирис мог быть богом года, богом луны или богом Нила, но за умирающим годом идет новый год, за бледнеющей луной — новая, а за мелеющим Нилом — очередной подъем воды. Осирис никогда не олицетворял смерть — окончательную и абсолютную. Египтяне додинастического периода также сделали его древним царем Египта, а его смерть и воскрешение, горе его вдовы Исиды, борьба Гора, его сына, появившегося на свет после смерти отца, очень скоро стали темами многочисленных религиозных драм на великих народных празднествах.
В греческом папирусе сказано, что, когда Исида обнаружила адюльтер Осириса с ее сестрой Нефтидой, она выразила свои чувства в крике, который потряс вселенную, и сорвала ленты со своего брачного ложа. Она пожаловалась Тоту, и он обещал снабдить ее средствами для возврата привязанности супруга. Сильная вражда существовала между Сетом и Осирисом, и Сет отомстил, бросив Осириса в реку, где он лежал три дня и три ночи, пожираемый рыбами. Исида нашла тело, вытащила его из воды и обнаружила, что у Осириса больше нет фаллоса. После долгих поисков она отыскала недостающую часть тела и приложила его на место. Мужская сила Осириса оказалась так велика, что после этого он родил Гарпократа. Культ Осириса разрушил монополию царя на небеса, утвердил обычай погребения усопших без расчленения и обещал каждому человеку новую жизнь после смерти. К концу периода Среднего царства культ Осириса твердо установился в Верхнем Египте и стал чрезвычайно популярен. В начале периода правления XVIII династии сцена последнего суда появилась в великих папирусах Книги мертвых, где впервые стали изображаться «великие весы». Представляется, что основная идея заключалась в том, что будет взвешиваться материальное сердце человека, а не только его моральные или аморальные поступки. Возможно, о существовании Весов среди знаков зодиака от вавилонян стало известно в Египте. Кодекс Осириса основывается на более древнем документе. Культ Осириса является от начала до конца магическим, и именно эта черта привлекла к нему так много людей. Использование магических средств под началом жрецов помогало человеку оправдаться перед Осирисом и даже поверить, что он убил в себе грех и что вся его жизнь была праведной. Отрывки из гимнов богам и магических заклинаний Книги мертвых (в более поздние времена ставшие молитвами) показывают, что многие писцы были по-настоящему религиозными людьми и имели высокие духовные устремления и желания. Они знали, что грешны, и жаждали очиститься от вины перед своим богом, даже после принесения предписанных жертв и подношений. Этот факт ясно доказывается в «Поучении Амененапта» (The Teaching of Amenen-apt), изданном в Лондоне в 1924 году под редакцией Баджа. Однако самые лучшие, возвышенные духовные идеи и концепции затенялись здесь неискоренимой верой в магию. Пшеницу душили сорняки. Это или сдерживало духовный рост людей, или становилось непреодолимым препятствием, не позволявшим им с абсолютной уверенностью и свободой отдать свои души и тела во власть Всемогущего Бога, Вечного Отца, Творца всего сущего. Египтяне от первого до последнего человека верили, что выполнение ритуальных церемоний вместе с церемониальным личным очищением дает святость. «Я чист. Я чист. Я чист, — утверждает писец Ну, — я омыл свои передние части водой возлияний, я очистил свои задние части снадобьями, дающими полную чистоту, а мои внутренности омыты в жидкости маат. У меня нет ни одного члена, которому недостает праведности». Такое состояние тела и духа вызывало чувства, дававшие человеку уверенность в существовании жизни после смерти в состоянии вечного блаженства, и был тогда единственным способом обретения бессмертия и спасения. Его вера поддерживалась эмоциями, стимулированными, как мы видели, ритуальными церемониями, иными словами, религиозным мистицизмом, иначе называемым магическим сакраментализмом, убившим истинную религию в Египте. Епископ Барнс имел все основания утверждать: «В теории мы можем отделить религию от магии, сомнительно... что примитивный человек делал это разделение: в любом случае, как знает любой серьезный исследователь, живучесть магических верований в сегодняшней религии весьма велика» («Научная теория и религия»). Но с другой стороны, давайте не будем забывать, что жрецы Мемфиса более пяти тысяч лет назад объявили о существовании самосущего, создавшего сам себя и вечного Творца, который имел духовную сущность. Тем самым они перешли от культа фетишей к поклонению Богу.

 
Форум » Мистерии Египта » Древние мистерии » Египет
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024