Исида-Магия Изиды
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Мистерии Египта » Древние мистерии » Египетские мистерии и магия
Египетские мистерии и магия
ТахутиДата: Четверг, 19.01.2012, 22:13 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Репутация: 1
Статус: Offline
Египетское слово sheta означает нечто спрятанное или тайное, неизвестное, то, что нельзя увидеть или понять, — секрет, тайну. Вещество обладало shetau akhet, «скрытыми свойствами», ритуалы, заклинания, религиозные тексты и картины были shetau neter, «божественными тайнами»; Шетаи (Shetai) был «скрытым богом», или «непостижимым богом», кроме того, были боги, чьи формы, лица, тела или души были «скрыты». Египетская литература изобилует «тайнами», и тремя главными чертами египетской религии всегда были мистерии, магия и культ Осириса. «Тайны», о которых писали Геродот, Плутарх и Ямвлих, касались Осириса, а те, которые описывал Апулей, — в основном Исиды. Но жрецы каждого великого египетского бога прославляли таинства, относящиеся только к их собственному божеству, и, вероятно, каждое жречество имело собственные таинства, в процессе которых утешался грешник и исцелялся больной. Из текстов ясно, что одной из основных характеристик египтян была любовь к драме; их не удовлетворяли одни только слова, им требовалось действие. Среди самых первых образцов религиозных драм можно упомянуть «Книгу отверзания уст» и «Книгу литургии погребальных приношений». В первой работе перечисляются ритуальные акты и заклинания, которые, как считалось, позволяли умершему дышать, думать, говорить, ходить и т. д., несмотря на то что его тело после кончины было плотно обмотано бинтами. Во втором труде, предметом которого было поддержание жизни усопшего в мире ином, херихеб, или главный жрец-чародей, приносил изваянию умершего дары — мясо, напитки, мази, одежду и т. д. Принося каждый дар, он повторял заклинание, цель которого — преобразовать предмет в некую субстанцию, которой может пользоваться умерший в мире ином.

Каждое действие первоначально имело совершенно особое значение или являлось символом хорошо всем известного явления. Со временем значения подобных действий по большей части были забыты, но повторение действий не прекратилось. Мистерии Осириса и Исиды были циклом мираклей, в которых все события жизни, смерти (Мемфиты утверждали, что он был утоплен, а жители Гелиополя — что он был убит в сражении, но никаких изображений убийства Осириса не обнаружено.), мумификации, воскрешения Осириса и его восшествия на престол царя мира иного и бога мертвых передавались мимикой. В Абидосе все эти мистерии управлялись главным жрецом — херихебом, который, конечно, был ученым человеком. Ему помогали жрецы, занимавшие более низкое положение. В некоторых моментах действия допускалось участие публики, так что представление цикла мистерий Осириса имело поучительное значение для всех классов. В храмах более позднего периода в Дендере, Эсне, Эдфу и Филе для представления мистерий Исиды были отведены специальные помещения, а в Саисе было несколько помещений, в которых исполнялись мистерии древней богини Нейт. Книга мертвых утверждает, что некоторые из ее глав или заклинаний являются «великими таинствами». Глава c1lxii, которая называется «книгой женщины тайного дома», описывается как «книга очень больших секретов», и чтецу приказано «не позволять никому ее видеть». Если ее узнает посторонний, это будет ужасно, поэтому ее следует скрывать. В тексте главы заклинание названо «очень-очень большой защитой». Главу clxxxix не следовало читать в присутствии кого бы то ни было, кроме самого близкого друга чтеца и жреца (херихеба). И никому не дозволялось приближаться к помещению во время чтения, потому что «эта книга настоящая тайна»; также не разрешалось невежественному человеку, так же как и любому другому, смотреть на нее. А в одном из параграфов главы cxxxvii определенно сказано, что вещи, которые делаются тайно в зале гробницы, являются таинствами Туата и Херт-Нетера.
Правда, нигде ничего не сказано о том, почему эти главы являются великими тайнами и почему ни один человек, кроме отца, либо сына, либо жреца, не должен был слышать чтение или видеть выполняемые ритуалы. Было бы естественным не позволять никому увидеть рисунок или изображение виньетки, потому что это уменьшало риск попадания на них злого глаза. Было простым делом вставить амулет в каждую стену погребальной камеры и зажечь четыре лампады или «ярких факела», а затем погасить их в четырех сосудах, наполненных молоком белой коровы. Но что нам действительно интересно, так это то, как зародился этот ритуал, на чем он основывался, имел ли он более глубокое, особое значение, известное только жрецам, и каково было это значение. Я уверен, что каждый зажженный факел, каждый сосуд с молоком, и каждый амулет представляли события в истории четырех сыновей Гора, и Осириса, и Глаза Гора и Ра и что эти события были известны жрецам, основывавшим на них эзотерические доктрины. Умершие получали жизнь и счастье в Туате не от материальных факелов и сосудов с молоком, а от эзотерических сил, которые жрецы, зная их, могли привести в действие ради них. Конечно, ни один ритуал с сопровождающими его заклинаниями не мог быть «таинством», если за ним не стояла некоторая эзотерическая доктрина или мудрость, известная только жрецам. Геродот считал, что жрецы имели тайные теории, неизвестные мирянам, и Плутарх, хорошо информированный в этих вопросах, утверждал то же самое. Греки не могли бы употреблять слово «мистерии» для описания того, что в текстах названо shetat или seshetat, то есть тайных ритуалов в культах египетских богов, если бы не имели определенных знаний о характере культов. А знание shetat, их значения и истории не могло быть известным народу в целом, потому что для него даже иероглифы на стенах храмов и в погребальных папирусах были непостижимыми тайнами. Изображение бычьей шкуры, висящей на шесте перед Осирисом, шкуры определенных видов обезьян и ладья Хену считались простыми людьми священными предметами, которые могут быть использованы ради их блага, но доктрины продления жизни, нового рождения и воскрешения, связанные с этими предметами, никогда не могли стать частью религиозных знаний общества. Несомненно, жрецы высокого ранга обладали эзотерическими знаниями, которые передавали устно равным себе или преемникам, но с приемлемой степенью определенности можно утверждать, что они не записывали их; единственным текстом такого рода является текст, скопированный Шабакой с сильно поврежденного оригинала на папирусе или дереве.
Две виньетки из фиванской Книги мертвых хорошо иллюстрируют сложность предмета.
 
Форум » Мистерии Египта » Древние мистерии » Египетские мистерии и магия
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017